IT формат электронный журнал
changemoney.me
«    Ноябрь 2017    »
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Приемы фотосъемки

В предыдущих статьях мы ознакомились с технической стороной фототехники. Теперь есть смысл поговорить о практике.

Прежде всего, не лишним будет вспомнить об истоках фотодела. Многим, наверное, интересно будет знать историю зарождения фотографии. Существует немало литературы, которая описывает исторические факты зарождения и применения идеи фотографии, поэтому в этой статье мы коснемся самой сути открытия и некоторых этапов развития.

Первой камерой была камера-обскура, это темная комната или большой ящик с маленьким отверстием в одной стенке. Отраженный от объектов свет, проходя через это отверстие, оставлял на противоположной стенке перевернутое  изображение объектов, находящихся снаружи.  Упоминания о камере-обскура встречаются ещё в 4-ом веке до нашей эры.  Последователи  китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскура встречаются и у Аристотеля. Арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсам (Альхазен), изучая камеру-обскура, сделал вывод о линейности распространения света.

alt

Это свойство взяли на вооружение художники для зарисовок с натуры. Предположительно, первым использовал камеру-обскура для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи». В 1686 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскура, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.

В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название «махина для снимания перспектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштадта и других русских городов.

alt

Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди все больше задумывались над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования. Научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскура, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем. Способом превращения оптического изображения в химический процесс послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.

Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение.

В результате эволюции, сегодня мы имеем последние достижения в развитии фотографии – это цифровые фотокамеры. Практически все современные фотокамеры снабжены автоматикой. Но многие имеют и ручной режим. Производитель, внедряя автоматику в свои детища, выигрывает в увеличении продаж. Ведь даже ребенок может делать приемлемые снимки в автоматическом режиме. Иногда, в определенных идеальных условиях, автоматика выдает неплохие результаты, даже с точки зрения профессионала.

Автоматикой могут пользоваться все, но со временем некоторых любителей результаты автоматики уже не удовлетворяют и они начинают задумываться над съемкой в ручном режиме. Часто любители, избалованные автоматикой, при попытке перейти в ручной режим получают негативный результат.  Это и не удивительно, ведь для съемки в ручном режиме необходимы определенные знания и опыт.

Знания можно получить из разных источников обучающего материала (теория), а опыт – не купишь, его можно только наработать своими руками, своей головой (практика).

Глубокое изучение теории выходит за рамки данной статьи, но стоит упомянуть об основных параметрах настройки цифровой фотокамеры. Такими параметрами являются  - выдержка, диафрагма, чувствительность и баланс белого. Многие думают, что существуют готовые шаблоны ручных настроек для фотокамеры, или что-то вроде формулы. Т.е. достаточно при определенной чувствительности выставить определенную выдержку, диафрагму, и шедевр профессионала готов. Это далеко не так, и от этой мысли нужно отказаться в первую очередь, т.к. подобные мысли заметно тормозят развитие в Вас фотографа. Кроме того, настройки зависят не только от условий съемки, а и от фотокамеры. Надо понимать, что снимок, сделанный одной фотокамерой в определенных условиях и при определенных настройках, может очень отличаться от снимка, сделанного другой моделью фотокамеры в тех же условиях и при таких же настройках. Отсюда можно сделать вывод, что параметры настройки фотокамеры зависят не только от условий съемки, но и от технических характеристик самой фотокамеры и объектива, применения и технических характеристик вспышки. На следующем этапе нужно почитать литературу, где раскрывается суть основных параметров, и только после этого можно приступать к практическим действиям. Стоит отметить, что только теория в сочетании с практикой могут дать позитивный результат. Ведь без теоретических знаний, анализируя снимки, Вы не сможете правильно и осознанно делать коррекцию в настройках для достижения желаемого результата.

Фотография – это искусство. Искусство видения, позицирования, техники съемки… Часто у начинающих фотографов бывает ситуация, когда снимок не передает тех впечатлений, которые возникали «вживую». Такие ситуации нужно использовать для приобретения бесценного опыта. Например, такая ситуация: Вы отдыхаете у озера, солнце клонится к закату, перед вами открывается красивая картина. Свет падает таким образом, что часть воды, на которой водоросли, темная, а часть окрасилась в светло-изумрудный цвет. Вы берете фотокамеру, чтобы запечатлеть эту красоту. Щелкаете на автомате и так и эдак, с разных позиций, но даже на дисплее фотокамеры видно, что весь смак картины не передан. Вот тут, имея теоретические знания, Вы переключаетесь в ручной режим и перебираете наиболее подходящие для данной ситуации параметры. Когда у Вас получится наиболее удовлетворительный результат, Вы делаете несколько снимков, слегка изменяя параметры настройки фотокамеры. Также стоит поснимать с разных позиций. Далее на компьютере Вы сможете проанализировать полученные снимки и сделать для себя определенные выводы. Нужно понимать, что вспышка в данной ситуации неуместна.

Не бойтесь фантазировать, постарайтесь в обычном увидеть необычное. В сложных ситуациях старайтесь найти возможность сделать снимок, достойный восхищения.

Приведу еще один пример. В комнате с одним окном достаточно сумрачно, у окна стоит человек  вполоборота, левая часть освещается от окна, а правая в темноте. Автомат не передаст колорит этой картины, в лучшем случае получим усредненный вариант. В данной ситуации попробуйте сделать снимок со следующими параметрами: диафрагма прикрыта, выдержка 1 сек (или больше, меньше в зависимости от условий освещенности и Вашей камеры), вспышка с рассеивателем или в потолок с отражателем, вспышка должна сработать перед закрытием шторки фотокамеры, т.е. в конце периода выдержки. Как и в первом случае, манипулируйте настройками, а результаты анализируйте, просматривая через компьютер.

Из сказанного становится понятно, что такие манипуляции невозможно проделать любительской камерой со встроенной вспышкой.

 

В заключении Вам предлагается пара приемов для самостоятельной работы, которые могут внести ощутимый вклад в Ваше самообразование.

alt

Пример 1: Снимаете пейзаж в тихую погоду, без движущихся объектов. Со штатива делаете 3 снимка, один слегка недоэкспонирован (темный), один  слегка переэкспонирован (пересвечен), третий с параметрами между первым и вторым, т.е. усредненный. Теперь в Photoshop делаете наложение трех снимков (Merge to HDR… в меню Автоматизации). Поиграв параметрами наложения, вы сможете добиться определенного результата.

Пример 2: В этом примере предлагается необычный способ съемки движущейся воды. Это может быть водоем с легкой волной, лесной ручей, фонтан…. Для съемки также потребуется штатив и желательно бесконтактный метод спуска затвора. Это может быть задержка по времени, пульт или спусковой тросик. Какую выбрать экспопару – зависит от интенсивности движения воды и Вашего творческого замысла. Со штатива делаем три снимка пейзажа с водоемом с одного положения. Переходим к обработке полученных изображений в Adobe Photoshop. По сути, нам, во-первых, нужно будет получить из трёх почти одинаковых снимков три цветных: красный, зелёный и синий, и, во-вторых, наложить их друг на друга.. Вот один из методов совмещения цветовых каналов:

1. Открываем все три снимка в Adobe Photoshop.

2. Идём в первый снимок, выделяем красный канал Ctrl-1, отмечаем его целиком Ctrl-A и копируем выделенный красный канал в буфер обмена Ctrl-C.

3. Переходим в третий снимок, выделяем красный канал Ctrl-1 и замещаем его красным каналом первого снимка из буфера обмена Ctrl-V.

4. Идём во второй снимок, выделяем зелёный канал Ctrl-2, отмечаем его целиком Ctrl-A и копируем выделенный зелёный канал в буфер обмена Ctrl-C.

5. Переходим в третий снимок, выделяем зелёный канал Ctrl-2 и замещаем его зелёным каналом второго снимка из буфера обмена Ctrl-V. Таким образом, третий снимок содержит красный канал из первого, зелёный канал из второго, и собственный синий канал.

6. Закрываем уже ненужные первый и второй снимки.

7. Глядя на чёрно-белое изображение, получившееся в результате на третьем снимке, выделяем общий RGB-канал Ctrl - ~ . Всё готово!

В результате Вы получите картинку с необыкновенным спектром воды. Проделывайте подобные опыты с разной экспопарой, анализируйте  - это значительно повысит Ваш уровень мастерства.

 
Обсудить на форуме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • 0
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.









Электронный журнал ITФормат 2006-2010 ©
Редакция          Реклама у нас
Windows 2012 скидка !
Dr. web
Моментальный обмен WebMoney WMR WMZ WME WMU WMB