IT формат электронный журнал
changemoney.me
«    Июль 2018    »
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Нефть и небо

Информация об отдельных природных ресурсах, запасах полезных ископаемых до поры до времени остается засекреченной в каждом отдельно взятом государстве. Степень засекреченности зависит от возможностей самого государства и его политики. В средствах массовой информации данные о запасах стратегического сырья часто бывают противоречивы. И эти противоречия, порой, достигают немыслимых масштабов.

Существует несколько способов дезинформации населения, противника/конкурента. Некоторые из них - искажение данных, предоставление неполной информации. Порой - откровенная ложь. При этом преследуются конкретные цели (не забавы ради). Вот один из примеров.

Году так в 2000, на одном из центральных телеканалов, в 21 «с копейками» нас обрадовали большим прорывом в науке и технике. Был создан двигатель для безопорных летательных аппаратов. Демонстрировался его действующий прототип. О внедрении речь пока не шла - нужно было спрогнозировать социальные последствия от применения этого «революционного» достижения. Прогнозы, видимо, оказались слишком мрачными...

Этот пример, не особо вписываясь в тему статьи, наглядно показывает степень дозволенности обмана. Сводки с нефтяного фронта обладают той же информационной «вакханалией».

Утверждается, что запасов нефти в Росси осталось лет на 15. В мире на 20-50 лет. В разных источниках приводятся различные данные.

В Российской Википедии нас уверяют, что разведанной нефти хватит на 40 лет, неразведанной -еще лет на 10-50. В нефтяных песках Канады и Венесуэлы при нынешних темпах потребления, запасов на 110 лет. Если научимся добывать ее из песка.

Но рекорд нефтяного «долгожительства» был поставлен председателем думского комитета по топливу и энергетике - 2000(!) лет. Впрочем, возможно, речь шла обо всей нефти в недрах планеты.

Оставим все эти утверждения на совести компетентных и информированных лиц, а также нефтяных компаний балующихся завышением оценок запасов черного золота. Как бы то ни было, мы прочно сидим на нефтяной игле и ситуация в ближайшее время не спешит меняться.

alt

Добыча и потребление нефти продолжает расти. Согласно прогнозам разных специалистов, пик потребления ожидается в 2015 году, при условии сохранения существующих технологий. Далее должен последовать резкий спад потребления, обусловленный применением новых технологий, в том числе технологий сбережения.

Тем не менее, все чаще звучат голоса о необходимости перехода на альтернативные источники энергии. Причины: улучшение экологии на планете, ограниченность запасов нефти, ее дороговизна (и чем дальше - тем дороже). При этом и научно-технический прогресс не стоит на месте. И если для автомобильного транспорта проблема успешно решается (по крайней мере - явно), то для авиации все гораздо сложнее. Слишком высоки требования к силовым установкам в отношении безопасности, мощности, надежности, экономичности.

В развитых странах на авиацию приходится около 30% годового расхода топлива на все виды транспор-та. Поэтому в отдельных государствах ведутся работы по разработке самолетных двигателей на альтернативном топливе. Увеличение интенсивности авиационных пассажирских и грузовых перевозок наблюдается и в России. По данным же ОПЕК, в нашей стране разведанных запасов нефти осталось на 15 лет. Неразведанная нефть, как ожидается, будет и дороже и просто будет позже (сиречь - и будет ли?).

Но при всем пессимизме есть и повод для сдержанного оптимизма. В глобальном рейтинге, составленном ведущими специалистами мира, среди 25 выдающихся открытий последнего времени появление двигателей на альтернативном топливе занимает третье место и обгоняет по значимости изобретение компьютеров, создание лазеров и выход человека в космос. Утверждение, возможно, спорное, но имеет место быть.

Уже сегодня существуют реализованные в металле технологии полетов с использованием альтернативных авиационных видов топлива. Ими являются криогенные топлива: жидкий водород и сжиженный природный газ (коего в нашей стране более чем достаточно на ближайшую историческую перспективу). В 60-х годах прошлого столетия в ОКБ А. Н. Туполева рассматривалась возможность перевода силовых установок на жидкий водород. В 70-х годах АН СССР была разработана программа НИОКР по внедрению альтернативных видов топлива в народное хозяйство. В авиационной промышленности эта программа получила название - тема «Холод». На базе самолета Ту-154 в рамках этой программы создана летающая лаборатория Ту-155 с экспериментальным двигателем НК-88. Свой первый полет сто пятьдесят пятый совершил в 1988 году и в общей сложности выполнил около 100 полетов на жидком водороде и сжиженном природном газе.

В соответствии с Постановлением правительства РФ №368 от 23.04.94 был разработан технический проект и более чем на половину выпущена техническая документация на самолет Ту-156. Вследствие устаревшей конструкции базового летательного аппарата и несвоевременного финансирования, работы были выполнены не полностью. Тем не менее, проведенные исследования показали, что силовая установка на криогенном топливе практически не отличается от традиционной ни по массогабарит-ным показателям, ни по надежности, безопасности и простоте эксплуатации.

Работы по криогенной тематике финансировались в небольших объемах по Федеральной целевой программе «Развитие криогенной аэрокосмической и другой транспортной техники». В рамках программы «Национальная технологическая база», рассчитанной на период 2002-2006 годы, финансирование не было выполнено до конца -благодаря Министерству промышленности и энергетики оно прекращено в 2005 году.

Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что с начала 90-х годов компания «Дойче Аэрбас» совместно с ОКБ А. Н. Туполева принимала участие в программе «Криоплан» -использование жидкого водорода на аэробусе А-310.

Эпоха воздушных судов на сжиженном природном газе близка к реализации. В этом отношении Россия (уже - была?) впереди планеты всей. Но такие крупные компании как «Боинг», «Локхид», «Эрбас» и иже с ними не сидят сложа руки. Таким образом, в жестких рыночных условиях мы рискуем сделать еще один шаг в направлении хвоста истории. А нам есть что терять. Стоимость авиакеросина в России в среднем составляет 8000 рублей за тонну. Стоимость сжиженного природного газа - 3000 рублей. Финансовый выигрыш очевиден. Практически к каждому аэродрому природный газ уже подведен с помощью трубопроводов. То есть вопросы транспортировки практически решены. Высокая энергоемкость, огромный хладоресурс позволяет создавать самолеты с более высокими летно-техническими характеристиками, по сравнению с самолетами на традиционном топливе. Наконец, значительное снижение выброса токсичных составляющих (что особенно актуально в жестких рамках требований к экологично-сти). Все это на фоне дорожающего черного золота.

В перспективе, использование водорода в качестве авиационного топлива, в идеале, должно окончательно решить проблему с невозоб-новляемыми источниками энергии.

Если у нас в стране разработки по использованию альтернативных видов топлива для авиации окажутся невостребованными или, что еще хуже, уплывут в руки более дальновидных конкурентов, нам придется платить втридорога за наши же достижения. Впрочем, это уже печальная закономерность.

Но в любом случае - самолеты летали, и будут летать. Конец нефтяной эры - не конец света.

kir_vik@mail.ru

Галушков Кирилл

 
Обсудить на форуме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • 0
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.









Электронный журнал ITФормат 2006-2010 ©
Редакция          Реклама у нас
Windows 2012 скидка !
Dr. web
Моментальный обмен WebMoney WMR WMZ WME WMU WMB